Главная  Статьи
mba.teacher-edu.ru



Берлизова Е. Ю. Индивидуализированное обучение младших школьников математике: Автореферат дис. :канд. пед. наук.- Новосибирск 2000

Вашему вниманию предлагаются выдержки из автореферата, содержащие описание модели индивидуализированного обучения, разработанной автором. Текст, содержащий рабочее определение и ценностные основания индивидуализации, разделяемые Е.Ю.Берлиозовой был представлен выше. При чтении  вы можете сравнить сделанные самостоятельно предположения о педагогических условиях организации индивидуализированного обучения, способствующего развитию  индивидуальности каждого школьника, с экспериментально проверенным вариантом, изложенным в рассматриваемой диссертаци .

 

семейная пара большой выбор домашнего персонала.
няня от московского кадрового агентства Респект.
домработница с проживанием.

:.Второй параграф посвящен анализу различных систем обучения математике младших школьников для выявления возможностей организации индивидуализированного обучения по соответствующим комплектам учебников с учетом рабочего определения этого понятия.

В работе проведен анализ систем обучения математике, представленных учебниками, разработанными различными группами авторов М.И.Моро, А.М .Бантовой, Л В.Занковым, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, Н.Б Истоминой, И.И.Аргинской, Л.Г.Петерсон.

Целью анализа было получение ответов на следующие вопросы:

1. ставят ли авторы перед собой цель индивидуализировать обучение математике;

2. какие возможности для индивидуализированного обучения имеет каждая из анализируемых систем;

3. какие аспекты индивидуализированного обучения осуществлены авторами учебников и программ;

4. какие характеристики содержания, методического аппарата учебников могут препятствовать осуществлению индивидуализированного обучения по этим учебникам и

программам.

В результате анализа выявлены определенные возможности организации индивидуализированного обучения в каждой системе. Так отмечается, что обращение к мнению ученика (учебник И.И.Аргинской) предоставляет возможность проявления co6cтвенной индивидуальности при выборе пути решения. В то же время, в этих же учебниках после выполнения большинства заданий содержатся указания на единственно верное решение, что противоречит необходимости учета каждого индивидуального мнения учащихся.

В учебниках В.Я.Виленкина и Л.Г.Петерсон имеется большое количество заданий, где имеется возможность выбора учебных заданий. Но, так как автор не задает учащимся информацию о сложности различных заданий, об их полноте, то выбор учащимися заданий, соответствующих их возможностям, затруднен. Разнообразие форм учебных заданий позволяет учащимся выбрать из предложенных однотипных заданий такое, которое соответствует возможностям детей по форме передачи информации. Но осуществить такой выбор учащиеся не могут, поскольку обучение выбору не является целью обучения по этому комплекту учебников.

В работе дается анализ и других систем обучения математике младших школьников:

Проведенный анализ послужил основанием для описания в третьем параграфе модели индивидуализированного обучения математике в начальной школе.

Сопоставление возможностей различных способов структурирования учебного материала по математике, позволило предположить, что наилучшим образом можно организовать индивидуализированное обучение при разбиении учебного материала на модули, представляющие собой подтемы крупных тем. По каждой подтеме учебный процесс может быть организован в несколько этапов, обеспечивающих индивидуализированное обучение.

Первый этап - "диалоговое погружение" в изучаемую подтему. Роль учителя здесь заключается в организации диалогового общения, в котором проявляются индивидуальные смыслы, донесение до учащихся принятого в математике содержания понятия, сопоставление учащимися собственного интуитивного понимания с общепринятым.

Второй этап представляет собой самостоятельную практическую деятельность учащихся. Содержанием этой деятельности является определение уровня, на котором учащиеся хотели бы овладеть материалом, а затем выполнение заданий, которые они выбрали. Роль учителя на этом этапе заключается в оказании помощи учащимся в выборе заданий, форм и организации их выполнения, консультирование учащихся по мере необходимости.

Третий этап - этап внутреннего контроля - самоконтроля. На этом этапе учащиеся отвечают себе на вопросы: "Что я знаю? Что я умею? На каком уровне я освоил эту тему?" Роль учителя на этом этапе заключается в организации самоконтроля, в выборе коррекционной работы, обеспечение учащихся учебным материалом, с помощью которого они могли бы осуществить этот самоконтроль.

Четвертый этап - этап внешнего контроля. Это единственный этап, на котором учитель выступает контролером за выполнением учащимися контрольных заданий, он осуществляет проверку выполненной работы, оценивает ее. На всех остальных этапах учитель выступает помощником, консультантом.

Рассмотрим технологические компоненты реализации каждого этапа.

Место и функции вводных диалоговых уроков в индивидуализированном обучении математике Диалоговые уроки представляют собой один из этапов работы в модуле. Целью диалоговых уроков является:

1) Обнаружение индивидуальных смыслов основных понятий.

2) Ознакомление с научным (нормативным) содержанием основных понятий модуля.

3) Сопоставление индивидуальных смыслов понятий с нормативным (научным) содержанием понятий.

4) Определение "полей знания" и "полей незнания" учащихся.

5) Определение логики изучения вопросов модуля и др.

Поставленные цели могут быть реализованы в ходе коллективной работы на уроке, в процессе обсуждения индивидуальных смыслов. Эти цели определяют основное назначение данного урока - ввод (включение) учащихся в новый модуль. Особенностью организации диалоговых уроков является участие всех учащихся класса в поиске ответов на поставленные коллективно вопросы или задания.

Изучение каждой подтемы модуля "Умножение и деление" в экспериментальном обучении начиналось с диалогового урока. Например, учащимся было предложено ответить на вопросы: "Что такое деление? Что оно может обозначать? Чем деление похоже и чем оно отличается от вычитания? Отвечая на вопрос: "Что такое деление?", дети говорили: "Это когда мы раскладываем на части", 'Это вычитание одинаковых групп". Было предложено несколько способов обозначения этого действия, трое учащихся задали способ, который общепринят в математике.

Использование диалоговых уроков при изучении нового материала строится на личных представлениях детей об изучаемых понятиях, на высказывании детских предположений и индивидуальных смыслов. Это во многом объясняет то, что технология индивидуализированного обучения ставит своей целью не научение ребенка выполнять те или иные типы заданий, не насыщение его информацией, а призвана, в первую очередь, научить детей организовывать учение как свою субъективную деятельность, обеспечивающую познание нового. Результатом диалоговых уроков в технологии индивидуализированного обучения является новое знание, которое можно определить как личностное образование, основанное на обсуждении индивидуальных мнений, овладение умениями, связанными с этим знанием.

Уроки-диалоги в технологии индивидуализированного обучения могут выполнить функцию контроля, если они проводятся в заключении работы в модуле. На таких уроках обсуждаются наиболее интересные, по мнению учащихся, вопросы изучения нового материала, а также разрешаются затруднения, возникшие в работе.

Сущность, назначение и требования к построению и использованию систем разноуровневых обучающих заданий для индивидуализированного обучения математике. Под системой обучающих заданий мы понимаем набор упражнений для практической работы учащихся на уроке, которые расположены последовательно по принципу от простого к более сложному, а их содержание направлено на получение, расширение, углубление, обобщение и применение знаний и умений модуля в различных ситуациях. Особенностью использования систем обучающих заданий в индивидуализированном обучении является самостоятельный выбор учащимися соответствующей системы заданий.

Особенности организации самостоятельной работы учащихся в технологии индивидуализированного обучения. Самостоятельная работа - одна из основных форм организации работы учащихся с системами обучающих заданий.

Организация самостоятельной работы школьников на уроке математики начинается с предварительного знакомства и выбора системы заданий. Эта работа осуществляется под руководством учителя и при его непосредственной помощи. Дальнейшая работа заключается в самостоятельном выполнении учащимися обучающих заданий, в процессе которой учитель по мере необходимости оказывает консультативную и обучающую помощь учащимся.

Возможности организации самоконтроля и внешнего контроля в технологии индивидуализированного обучения. Контроль за работой детей осуществляется при помощи проведения итоговых диалоговых уроков, направленных на определение уровня сформированности смысловой и процессуальной стороны изучаемого материала (устный контроль) и при помощи разноуровневых систем контрольных заданий, соответствующих уровням сложности обучающих заданий (письменный контроль). Использование разноуровневых контрольных заданий способствует развитию у детей навыков самоконтроля, так как контрольные задания дети получают в начале работы в модуле и, зная их содержание, могут контролировать свои действия в процессе выполнения предложенной обучающей работы.

Вопросы и задания.

1)     Используя метод аналогии, проведите анализ учебников по своему предмету для выявления возможностей организации индивидуализированного обучения по соответствующим комплектам. За основу возьмите вопросы, предложенные автором, а также примеры анализа учебников.

2)     Проанализируйте свой педагогический опыт. Используете ли Вы какие-либо элементы, предложенной технологии в своей педагогической деятельности? Какие элементы и для чего можно заимствовать учителям других предметов? Как в этом случае Вам придется перестраивать собственную деятельность?



Пишите нам : mba@teacher-edu.ru