Главная  Статьи
mba.teacher-edu.ru



Берлизова Е. Ю. Индивидуализированное обучение младших школьников математике::13.00.02: Автореферат дисс. : канд. пед. наук.- Новосибирск, 2000

Во введении в тему говорилось о том, что многие исследователи сталкиваются с необходимостью разработки рабочего определения для базового понятия исследования.

Вывески на заказ

Вашему вниманию предлагаются выдержки из диссертационного исследования. Рассмотрите логику и аргументы автора, подводящие к рабочему определению индивидуализированного обучения. Определите, с чем была связана необходимость разработки данного определения, исчерпывает ли оно все стороны понятия? Почему, с Вашей точки зрения Е.Ю.Берлиозова в определении делает акцент на сочетание нормативного знания с индивидуальным пониманием, а также активность учащихся в проектировании и организации обучения? Какие сведения Вам необходимы в дополнение к приведенным ниже для разработки собственной гипотезы о педагогических условиях организации индивидуализированного обучения, способствующего развитию индивидуальности каждого школьника?

 

: Проблемам индивидуализации обучения, индивидуализированного обучения посвящены работы многих педагогов, специалистов в области методики. Для работ 70 - 80 годов характерно то, что индивидуализация рассматривается в основном в связи с организацией самостоятельной работы учащихся. Педагоги А.А.Бударный, А.А.Кирсанов, М.В.Кларина, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт, исследуют проблему индивидуализации без опоры на учебные программы, видят ее решение в подготовке учителем заданий для самостоятельной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Авторы достаточно подробно характеризуют индивидуальные особенности учащихся и рекомендуют учителю использовать для разных учащихся задания, отличающиеся степенью сложности, характером помощи. Так, А.А.Кирсанов предлагает учителю использовать задания трех уровней сложности, при этом только учитель решает, задания какого уровня будет выполнять ученик. Аналогично предполагают осуществление индивидуализации А.А.Бударный, М.В.Кларина, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт.

В методике обучения математике определенные стороны индивидуализации обучения рассмотрены в работах Н.Ф.Вапняр, В.М.Монахова, Г.И.Саранцева, С.Е.Царевой, М.И.Моро.

Н.Ф.Вапняр рассматривают вопросы индивидуальной помощи учащимся при выполнении ими самостоятельных работ. Эта помощь, по замыслу Н.Ф.Вапняр, осуществляется путем нарастания подсказок. Ученик в этом случае сам должен был решать, необходима ли ему та или иная подсказка или нет.

В.М.Монахов занимается вопросами технологизации процесса обучения математике в средних и старших классах, предусматривает задания освоения учебного материала на трех уровнях, низший из которых соответствует требованиям государственного стандарта. Разбивка учебных заданий по уровням осуществляется учителем, а выбор заданий - учащимися.

В подходе С.Е.Царевой к проблеме гуманизации процесса обучения математике одним из аспектов ее решения является индивидуализация обучения, в которой большое внимание отводится рассмотрению индивидуальных смыслов изучаемых понятий.

В работах А. Ж. Жафярова вопросы индивидуализации обучения рассматриваются в двух аспектах. Он предложил осуществлять индивидуализированное обучение через профильное обучение учащихся и дистантное обучение студентов.

:Индивидуализация зачастую осуществляется посредством предъявления учащимся разных групп разных вариантов заданий. В таких случаях индивидуализация сводится к дифференциации учащихся на типологические группы. При дифференциации, осуществляемой учителем, учащимся отводится роль исполнителей, поэтому у них формируются прежде всего исполнительские качества, тогда как современное общество нуждается в творчески мыслящих людях. Индивидуализация в соответствии с сегодняшними целями образования осуществляется тогда, когда ученик имеет право и возможность выбора и личного определения смысла изучаемого (С.Е.Царева).

Индивидуализация и индивидуализированное обучение могут осуществляться в двух формах: а) при активном участии самих учащихся в определении и осуществлении своей индивидуальной траектории обучения; б) без такого участия. Индивидуализация во второй форме разрабатывалась и осуществлялась в Российской системе обучения вплоть до 90-х годов. И лишь в настоящее время стало востребованным индивидуализированное обучение при активном участии детей:

Индивидуализированное обучение по своей сути должно быть ориентировано на ребенка, на учет его склонностей, интересов, особенностей в учебном процессе. В последнее время широкое распространение получили идеи личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская, Г.А.Цукерман и др.) Основной характеристикой личностно-ориентированного обучения является превращение процесса обучения в личностно значимый процесс, что возможно только в том случае, когда каждый ученик найдет в содержании и организации обучения свой индивидуальный личностный смысл. Таким образом, личностно-ориентированное обучение является обучением, учитывающим индивидуальные особенности учащихся.

В качестве рабочего мы приняли следующее уточненное определение индивидуализированного обучения.

Индивидуализированное обучение - это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребенком предмета обучения математике, а методы, средства и формы обучения позволяют учащимся активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения и обеспечивают им возможность выбора уровня овладения учебным материалом.

Вопросы и задания к тексту.

1)     В чем специфика подхода И.Ю.Берлиозовой к решению проблемы индивидуализации обучения?

2)     Попытайтесь предположить, какова гипотеза данного исследования, каковы принципиальные подходы автора к решению проблемы индивидуализации и какие средства будут предложены в работе?

 



Пишите нам : mba@teacher-edu.ru