Главная  Статьи
mba.teacher-edu.ru



Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.-192с.

Работа И.Э.Унт предлагается для чтения одной из первых не случайно. В книге  Инге Эриховна дает обзор проблем, связанных с учетом особенностей учащихся в учебной работе, разрабатывает собственную концепцию индивидуализации, в основе которой лежит организация самостоятельной работы учащихся. В книге помещен обзор форм индивидуализации и дифференциации, разработанных в отечественной и зарубежной педагогике, кратко рассматриваются вопросы работы учителя в процессе индивидуализации. Результаты экспериментального исследования, проведенного автором, описаны чрезвычайно корректно и могут служить образцом для подобного рода работ, что особенно важно для педагогов-исследователей. В то же время книга ориентирована на учителей и студентов, в ней доступно рассматриваются вопросы, которые важны с точки зрения школьной практики.

Второе высшее - МИРБИС  бакалавр и магистратура.

Монография И.Э.Унт опубликована в 1990г. и представляет определенный этап в истории вопроса индивидуализации обучения. Однако она, с нашей точки зрения интересна и для современного читателя. Итак, начнем:

 

Понятия индивидуализации и дифференциации обучения

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и 'индивидуализация обучения'. Анализ соответствующей литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и в повседневной школьной практике.

Наибольшее затруднение при определении этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия, как 'индивидуализация' и 'дифференциация'. Предпочтение того или иного слова в педагогике - это по большей части вопрос традиции или договоренности.

В 'Педагогической энциклопедии' индивидуализация определяется как '...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению' (Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201): Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств (Бударный, Рабунский, Кирсанов). С той же позиции, например, дает определение А. А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как 'систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения' (Кирсанов, 1980. С. 138).

Однако часто встречается употребление терминов 'индивидуализация' и 'дифференциация' в качестве синонимов. Так, в одном и том же значении говорят об индивидуальном и дифференцированном подходе к учащимся на уроке. Е. Я. Голант вообще ограничился термином 'дифференциация'.

Вместе с тем термин 'дифференциация' зачастую рассматривается в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование специальных школ и классов. Примерно так истолковывает это понятие Е. С. Рабунский.

Различные варианты использования этих понятий можно встретить и в зарубежной педагогике. В США понятием 'индивидуализация' обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся (Individualizing Instruction, 1962; Thomas, Thomas, 1965). Индивидуализированное обучение иногда рассматривается как стратегия обучения. По мнению Н. Э. Гронлунда, это проявляется в следующих вариантах: 1) от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование темпа учения, целей обучения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости; 3) использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала или же отдельными учащимися. К этим возможностям добавляются еще так называемые административные стратегии - это формирование различных групп на основании общих признаков учащихся (Gronlund, 1974. Р. 1-2). Как видим, понятие индивидуализации здесь используется в весьма широком понимании.

Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализацией понимается прежде всего совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией (Dottrens, 1936). В немецкой педагогике (как в ГДР, так и в ФРГ) понятие дифференциация укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин 'индивидуализация'; индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации (так называемая внутренняя дифференциация) (Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, 1971; Morawietz, 1980; Fischer, 1972).

Из всего сказанного выше перед нами встает задача определить понятие 'индивидуализация' в данной работе. Будем исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учет индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учета этих особенностей.

По этим соображениям, по нашему мнению, нецелесообразно использовать понятие 'индивидуализация' в узком смысле (например, в значении внутриклассной индивидуализации учебных заданий), поскольку такое понятие не в состоянии обозначить учет индивидуальных особенностей во всем их объеме, а только частично и изолированно, а в таком случае трудно определить место и роль индивидуализации в системе обучения в целом. Использование терминов 'индивидуализация' и 'дифференциации' в качестве синонимов мы также считаем нецелесообразным, поскольку это приведет к еще большей неопределенности этих понятий.

Исходя из этих соображений, в данной работе мы используем понятие 'индивидуализация' в таком значении: 'Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются'.

Под дифференциацией мы подразумеваем учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам.

В контексте индивидуализации обучения понятие 'дифференциация' исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие 'дифференциация' используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим признакам. В данной работе при определении и разработке дифференциации мы ограничиваемся в основном теми проблемами, которые связаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Попытаемся еще уточнить, как мы толкуем понятия 'индивидуальный подход' и 'индивидуализация'. В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором же - с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. В этом же значении представляет себе соотношение принципа индивидуального подхода и индивидуализации обучения и Е. С. Рабунский - ученый, который наиболее широко в советской педагогике исследовал индивидуальный подход как принцип обучения.

При использовании нами понятия 'индивидуализация обучения' необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сход-ными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж и необходим (например, различные свойства характера или тем-перамента); 3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, рас-стройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая - создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, и третья - формирования различных типов школ и классов.

Вопросы и задания к тексту.

1.     Выпишите определения основных понятий теории индивидуализации обучения. Как Вы относитесь к использованию терминов 'индивидуализация' и 'дифференциация' в качестве синонимов? Какое понимание индивидуализации, с Вашей точки зрения более целесообразно - широкое или узкое? Почему?

2.     В чем автор видит специфику индивидуального подхода, его отличия от индивидуализации. Придерживаетесь ли Вы аналогичной точки зрения?

3.     В чем специфика понимания индивидуализации обучения в теории и практике образования различных зарубежных стран (Америки, Франции, Германии)? Можете ли Вы привести другие примеры понимания и реализации индивидуализации обучения из отечественной и зарубежной педагогики?

В дальнейшем при работе с  текстами у Вас появится возможность сравнить различные трактовки, выяснить, являются ли они взаимодополняющими, взаимоисключающими и на основе этого сформулировать собственные рабочие определения базовых понятий.



Пишите нам : mba@teacher-edu.ru